ГЛАВНАЯ
Нажмите, чтобы поделиться своей мыслью МЫСЛИ ВСЛУХ
ВАШ ПРОФИЛЬ
ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
БАЗА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПОИСК
Здесь может быть Ваша реклама!

   Навигация по сайту
·Главная
·Материалы
·Новости

·Заметки
·Литературные заметки
·Особое мнение
·Комментарии
·Публичные дела
·Преподаватели

·Фотогалерея

·Форум

·Справочная
·Ссылки
·О сайте
·Обратная связь ·Дерево Сайта

   Фотографии

1.jpg
1.jpg

IMG_4594.JPG
IMG_4594.JPG

Resize%20of%20Rotation%20of%20PICT2098.jpg
Resize%20of%20R ...


Фото Галерея


Философия. Кандидатский минимум (аспирантура)

Экзаменационные вопросы (билеты)



Кандидатский минимум по философии (по курсу «История и философия науки», «Философия науки»). С.П. Лебедев. 2007 г.

Билеты по философии (кандидатский минимум)

А также программа курса за 2005 год.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет








ПРОГРАММА – МИНИМУМ
КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
по курсу
«История и философия науки»
«Философия науки»





Составитель – доц., канд. филос. н. Лебедев С.П.





Санкт-Петербург
2005
Часть I

Философия науки

Введение
Данная программа кандидатского экзамена по курсу “Философия науки” пред-назначена для аспирантов и соискателей юридического факультета СПбГУ.
Программа разработана на основе общероссийской программы и имеет две час-ти. В первой части рассматриваются общие проблемы философии науки, вторая часть посвящена философским проблемам теории государства и права.
Первая часть программы представляет собой введение в общие проблемы фи-лософии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современ-ной техногенной цивилизации, смене научной картины мира и типов научной рацио-нальности.


1.1. Предмет и задачи курса

Предмет рассмотрения курса – наука в её взаимосвязи с иными формами теоре-тической деятельности. Определение науки и определение философии, различие предметов исследования науки и философии. Единство и различие методов фило-софского и научного познания.


1.2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их ба-зисные ценности. Ценность научной рациональности.
Наука и философия. Наука и религия. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззре-ние, как производительная и социальная сила).
Логико-эпистемологический подход к осмыслению сущности науки. Позитиви-стская традиция в философии науки. Социологический и культурологический подхо-ды к исследованию развития науки.


1.3 Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения зна-ний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм произ-водства и обыденного опыта. Генезис науки. Генетическая связь науки с предметно-практической деятельностью. Генетическая связь философии с формами религиозно-го сознания. Роль появления отвлеченного мышления в процессе формирования нау-ки и философии.
Возникновение первых форм научной деятельности в античности. Слабо диф-ференцированный характер философского и научного типов исследования. Развитие математических представлений в античности. Пифагореизм. Натурфилософская ло-гика (элейская школа. Апории Зенона Элейского). Возникновение древнегреческой атомистика. Проблема истинности знаний в атомистике. Платон и Аристотель о сущности научного знания и о классификации наук. Учение об истине в античности. Зарождение научных и философских учений о человеке.
Специфика средневекового миросозерцания. Проблема соотношения разума и веры. Проблема истины. Средневековое мышление и изучение природы. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых универ-сите¬тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной по¬зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхи-мия, астрология, магия.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро¬вание идеа-лов математизированного и опытного знания в оксфор¬дской школе (Роджер Бэкон, Уильям Оккам). Интенсификация лингвистических и логических исследований. «Счетно-логическое» устройство Луллия. Взаимодействие западной и восточной средневековой науки и философии.
Эпоха научной революции XVI - XVII вв. Новая гелиоцентрическая космоло-гия Н.Коперника. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпо-сылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математиче-ским описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Возникновение идеи эвристичности науки и философии и поиск эвристического метода. Попытки автоматизировать эвристический процесс. Изменение идеалов, целей и направлений научного исследования. Новый статус знания и науки. Мировоззрен¬ческая роль нау-ки в новоевропейской культуре.
Классическая наука XVIII – XIX вв. и её принципы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Создание фундаментальных теорий в частных науках. Становление социаль-ных и гуманитарных наук. Техно¬логические применения науки. Формирование тех-нических наук. Возрастание социальной роли науки. Философское обоснование ме-тодологии науки Кантом. Развитие герменевтики Ф. Шлейермахером. Концепции науки в философских учениях Фихте, Шеллинга, Гегеля. Позитивизм Конта. Эво-люционная теория науки Спенсера. Феноменализм Э.Маха.
Постклассическая наука. Открытия на рубеже XIX – ХХ вв.: создание теории относительности и квантовой механики, развитие генетики. Научно-техническая ре-волюция середины ХХ в. и ее воздействие на развитие экономики, политические процессы, культуру. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззрен-ческие основания социально-исторического исследования.


1.4. Структура научного знания

Научное знание представляет собой сложную развивающуюся систему. Типы научного знания. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования, критерии их различения.
Структура эмпирического знания. Наблюдение и эксперимент. Роль прибо-ров в научном познании. Эмпирические факты и эмпирические зависимости. Проце-дуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.
Структуры теоретического знания. Понятие теории. Эмпиризм и рациона-лизм о соотношении опыта и теории. Логико-методологические принципы класси-фикации научных понятий. Роль теории в индуктивной систематизации данных опыта.
Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в де-дуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения за-дач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математиче-ского аппарата теории.
Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы ис¬следования и их со¬циокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельно-сти.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онто¬логия, как форма систематизации зна-ния, как исследовательская программа).
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обос-новании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Фило-софское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки.
Научная методология. Представления о роли метода в познавательном процессе. Проблемы научного метода в трудах А.Пуанкаре, А.Эйнштейна, М.Планка, Н.Бора, В.Гейзенберга. М.Шлик и проблема верификации знания. Проблемы методологии истори-ческого познания у В.Дильтея. Критический рационализм и фальсификационизм К.Поппера. Синтез конвенционализма и фальсификационизма в философии науки И.Лакатоса. “Методологический анархизм” П.Фейерабенда. Эпистемология неявного зна-ния М.Полани. Тематический анализ Дж.Холтона. Герменевтика и методология науки в работах Х.-Х.Гадамера.



1.5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаи-модействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисци-плины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.
Становление развитой научной теории. Классический и не¬классический вари-анты формирования теории. Генезис образцов решения задач.
Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Раз-витие оснований науки под влиянием новых теорий.
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


1.6. Научные традиции и научные революции.
Типы научной рациональности

Возникновение нового знания. Новизна и традиционность. Научные револю-ции как пере¬стройка оснований науки. Нелинейность роста знаний. Теория научных революций Т.Куна. Проблемы типологии научных револю¬ций. Внутридисциплинар-ные механизмы научных революций. Междисциплинар¬ные взаимодействия и "пара-дигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социо-культурные предпосылки глобальных научных револю¬ций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес¬ких универсалий культуры. Прогности-ческая роль философского знания. Философия как генерация катего¬риальных струк-тур, необ¬ходимых для освоения новых типов системных объектов.
Селективная роль культурных тради¬ций в выборе стратегий научного разви-тия. Проблема потенци¬ально возможных историй науки.
Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклас¬сическая, постнеклассическая наука.


1.7. Наука как социальный институт

Определение социального института на¬уки. Историческое развитие институ-циональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (Средневековые университеты; республика уче¬ных 17 века; научные сообщест-ва эпохи дисциплинарно организо¬ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на¬уки XX столетия). Научные школы. Подго¬товка научных кадров. Исто-рическое развитие способов трансля¬ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед¬ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.


1.8. Особенности современного этапа развития науки.
Перспективы научно-технического прогресса

Характеристики современной, постнеклассической на¬уки. Связь дисципли-нарных и проблемно-ориентированных ис¬следований. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного под-ходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение тенденций развития современной науки и парадигм древности. Сближение идеалов есте¬ственнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысле¬ние связей со-циальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис¬следовательской деятельности. Расширение этоса науки. Научное исследование и этика. Кризис идеа-ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки.
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техно-генной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная ра-циональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


Рекомендуемая основная литература:

1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1978.
3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
4. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.
5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
6. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.
7. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М, 1998.
8. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.
9. Поппер К. . Логика научного исследования. М., 2004.
10. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.
11. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.
12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Дополнительная литература

1. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический исто-ризм. СПб., 2004.
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.
3. Зотов А.Ф Современная западная философия. М. 2001.
4. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.
5. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.
6. Косарева Л.Н.. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.
7. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
8. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
9. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
10. Наука в культуре. М., 1998.
11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1984.
12. Принципы историографии естествознания. ХХ век. / Отв. ред. И.С. Тимо-феев. М., 2001.
13. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в тру дах мыслителей Запада: Учебная хрестоматия. / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.
14. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
15. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.
16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
17. Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. М., 2004.
18. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.



Часть II
Философские проблемы теории государства и права




Введение

В соответствии с общероссийской программой кандидатского экзамена дан-ная часть настоящей программы адресуется аспирантам и соискателям, специализи-рующихся в области юриспруденции. В этой части программы рассматриваются не-которые из наиболее фундаментальных проблем, касающихся природы права и госу-дарства и имеющих философский характер.

2.1. Предметно-методологическая специфика философского изучения права и государства.
Философия и наука. Различие предметов и методов философии и науки. Осо-бенности философской методологии. Специфика философского подхода к изучению объектов, являющихся одновременно предметом исследования и других наук. Пере-мет философии права. Философия права в системе наук. Различие философского и частно-научного способов изучения права и государства. Применение философской установки: «все есть одно» к праву и государству.


2.2. Два подхода к пониманию природы права

Категории «сущность» и «явление» и их методологическое значение для изу-чения права. Явление так относится к сущности, как многое относится к одному. Сущностный уровень правового регулирования состоит в том, чтобы все (много ин-дивидуумов) делать одним органическим целым (организмическая модель); поверх-ностный уровень рассмотрения права отвлекается от «интересов» целого, понимает элементы (индивидуумов) в отрыве от целого как нечто самостоятельное и изобра-жает право как результат взаимодействия индивидуумов друг с другом (теории дого-вора) (атомистическая модель).


2.3. Общие проблемы философии права

Понятие права: многообразие образов права и единство его сущности. Опре-деление права. Этимологическая связь слова «право» со словами «правда», «право-та», и смысловая связь права с «выпрямлением» неправды (кривды), с прямизной, с управлением и справедливостью. Включенность права в контекст религиозных пред-ставлений о высшей правде и высшем порядке. Различие правды и истины. Право и справедливость. Единство и различие права и блага; право как одно из условий блага – порядка, социальной стабильности, устойчивости, предсказуемости, очевидности. Понятие порядка.



2.4. Право как элемент социальной реальности

2.4.1. Духовное и природное в человеке как начала социальной реальности

2.4.1.1. Природа и природное в человеке

Понятие социальной реальности и её специфические черты. Различие природ-ного и социального. Начала социального – в двуединой сущности человека. Духов-ное и природное в человеке. Понятия «природа» и «природное». Природные элемен-ты в «устройстве» человека – телесное (физиологическое) и душевное (психическое). Особенности их функционирования. Природные потребности человека. Закон при-роды как основа функционирования природного в человеке.


2.4.1.2. Понятие «духовное». Духовное в человеке

Наличие в деятельности человека элементов, несводимых к природному и обозначаемых термином «духовное». Связь указанных элементов со словом и речью. Основные формы деятельности человека, свидетельствующие о присутствии в нем неприродного (духовного) вида активности – рассудочное мышление, вера, разум-ное мышление. Духовные потребности человека. Важнейшие регуляторы духовной активности человека – представления о добре (благе) и зле, справедливости и не-справедливости, правде и кривде и т.п. Духовное в человеке как основа построения «неприродного» мира – мира культуры.



2.4.2. Право как активный элемент построения социальной ре-альности

Социальное как явление, внешнее выражение духовного в человеке. Социаль-ное есть результат взаимодействия духовного и природного в отдельном человеке и в человеческом сообществе. Правовые явления как специфическая часть социальной реальности. Понимание права в качестве объективированного компромисса противо-стояния в человеке духовного и природного. Норма права как точка «опоры» челове-ческого духа, положенная им самим граница для определения как собственной ак-тивности, так и активности его природного антипода. Право и закон природы. Право как «воспитатель» человека, как одно из средств превращения человека в человека. Принципиальные различия в характере закономерностей, фор¬мулируемых естест-венными и общественными науками.



2.5. Проблемы правогенеза.

2.5.1. Понятие регулирования

Понятие регулирования. Проблема регулирования в неживой природе, оче-видная связь регулирования с органическими формами. Регулирование как необхо-димый способ упорядочивания (организации) взаимодействия между частями (эле-ментами) и целым внутри органической системы. Методологическая значимость ка-тегорий «часть» и «целое» для понимания понятия «регулирование». Регуляция и саморегуляция. Различные виды регулирования в живой природе и в человеческом обществе. Соотношение понятий «органическое» и «природное».


2.5.2. Понятие управления. Управленческая сущность права

Управление и регулирование. Сущность управления и его отличие от стихий-ных природных процессов и закономерностей и от саморегуляции в живой природе. Соотношение понятий «организм» и «организация». Мораль как регулятор органиче-ских и одновременно неприродных (вытекающих из содержания духовного начала в человеке) отношений между членами (элементами) единого семейного целого (орга-низма). Право как средство построения (регулятор) органического единства внутри формирующегося социального целого, элементы которого (семьи, племена и т.д.) не связанны друг с другом непосредственным кровным родством. Понимание права в качестве способа саморегуляции этноса, управляющего индивидуальной и коллек-тивной деятельностью неприродного содержания. Регламентация правом деятельно-сти индивидуумов для управления ею в интересах этно-социального целого.


2.6. Правовая онтология, аксиология и гносеология

Право как способ самоорганизации этно-социального целого. Человек как правовое существо. Формы существования права. Ценность права. Право с позиции морали и религиозного сознания. Естественно-правовая аксиология. Либертарно-юридическая аксиология. Правовая гносеология. Гносеология юридического право-понимания. Гносеология легизма.


2.7. Право и государство

Догосударственные формы нормативности. Возникновение государства. Сущность, признаки и функции государства. Государство и народ, государство и личность. Право народа и право индивидуума. Преодоление как исключительного индивидуализма, так и исключительного социологизма. Право и свобода. Право как свобода.


Основная литература

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.
2. Алексеев С.С. Право: азбука–теория–философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
3. Алексеев С.С. Философия права. М., 1999.
4. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т.5. М., 1996.
5. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.
6. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000.
7. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
8. Мамут Л.С. Анализ правогенеза и правопонимания //Историческое в теории права. Тарту. 1989.
9. Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.
10. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.
11. Новгородцев П.И. Государство и право // Вопросы философии и психо-логии. 1904. Кн. 74–75.
12. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. Введение в философию права. М., 1996.
13. Поздняков Э.А. Философия государства и права. М., 1995.
14. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.


Дополнительная литература
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.
3. Герлох А. О методах познания права//Правоведение. 1983. № 1.
4. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
5. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Собр. соч. в 10 т. М., 1994. Т.4.
6. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.
7. Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государ-ство и право. 1995. № 9.
8. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1998.
9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
10. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.
11. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика – теория самоорганиза-ций. Идеи, методы, перспективы. М., 1983.
12. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. № 2.
13. Неновски Н. Право и ценности. М.. 1987.
14. Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. М., 1996.
15. Овчинникова З.Л. Философские проблемы государства и права. М., 1989.
16. Поляков А.В. Онтологическая концепция права: опыт осмысления //Право и политика. 2000. № 6.
17. Ранние формы политической организации: от первобытности к госу-дарственности. М., 1995.
18. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос. М., 1914. Т. 1. Вып. 1.
19. Селюков Ф.Т. Происхождение действующего права. М., 1997.
20. Червернин В.А. Основные концепции естественного права. М., 1988.

Методические указания

В данном курсе материал излагается с таким расчетом, чтобы показать, преж-де всего, методологическую роль философии в работе с понятиями «право» и «госу-дарство». Именно собственное мышление, как правило, выпадает из поля зрения ис-следователя, действующего в границах и «по правилам» частной науки. Между тем мышление есть главный фигурант в построении теоретического образа того или ино-го предмета, и от добротности первого зависит качество последнего. Методологиче-ская роль философии состоит не только в призыве и в рекомендациях правильно мыслить те или иные категории (хотя и в этом тоже), но, прежде всего, в построении по философским «правилам» того объекта, который является предметом частной науки. Философия должна продемонстрировать представителям частных наук то, по каким законам и как действует философское мышление, продемонстрировать его ра-боту «изнутри», причем, сделать это на примере именно их предмета.
В связи со сказанным важно отметить, что особенность философского мыш-ления состоит в том, чтобы многообразие сущего сводить к единству, понимая «все» как «одно». Нельзя забывать, что сущность, лежащая в основе многих явлений, одна, и именно это единство надлежит выявить, отталкиваясь от совокупности явлений. Едва ли не принципиальную значимость при решении этой задачи имеет то обстоя-тельство, что искомое единство не должно быть понято как простая рассудочная аб-стракция, как всего лишь отвлеченное представление, полученное путем абстрагиро-вания от случайных признаков реальных явлений. Этот путь способен привести не к сущности, а к абстрактно-общему образу всего лишь явления, который не тождест-венен самой сущности. В результате принятия такого абстрактного понятия за исти-ну и сущность, исследователь рискует так и остаться на уровне явлений, приобретая убежденность в том, что он достиг самой сути дела.
Исследователю важно знать, что сущность того или иного явления не тожде-ственна понятийной абстракции, а есть реальная «вещь», не менее реальная и «вещ-ная», чем само явление. Более того, сущность может иметь такое же эмпирическое существование, как и само явление, может находиться в ряду явление и иметь вид явления. Только анализ позволяет в данном «явлении» усмотреть именно сущность и выявить «механизмы» превращения сущности в явление.
В сфере правовой проблематики ситуация не исключительная. Исследователь, чья мысль «скользит» по поверхности явлений, не увидит многое как именно одно, не усмотрит реального единства, лежащего в основе многих проявлений права, но увидит только сферу многого и явленного. К примеру, его взору может открыться в качестве исходной и подлинной реальности, являющейся началом и государственно-правой жизни, совокупность (множественность) взаимодействующих индивидуумов, социальных групп или чего-то подобного. Использование отвлеченного мышления при упомянутой здесь установке приведет к тому, что право будет понято как регу-лятор отношений между самостоятельными индивидуумами, что нельзя назвать не-правильным, но что оказывается недостаточным для того, чтобы называться сущно-стью права. Быть регулятором отношений между индивидуумами или социальными группами для права, конечно, необходимо, но необходимость – это только признак присутствия сущности в явлении, но не сама сущность.
Использование философской методологии позволяет взглянуть на ситуацию иначе. Многое – совокупность индивидуумов и т.п. – может быть понята как поверх-ность несамостоятельных явлений, а началом этой множественности логично считать единство, произведшее ту или иную совокупность. По отношению к индивидуумам такой основой является семья, род и т.п. Такое единство следует понимать в качестве единого органического целого, лишь несамостоятельными элементами которого яв-ляются отдельные индивидуумы. В таком случае не индивидуумы и их отношения друг к другу есть субъекты (и начала) правовых отношений (это верно только для поверхности явлений), а произведшие их родовые и подобные им единства; не инте-ресы отдельно взятых индивидуумов, как если бы они были самостоятельными, рег-ламентируют нормы права, а интересы произведшей их родовой этно-социальной основы посредством регламентации отношений на межиндивидуальном уровне.
Указанный подход к изучению социальных явлений содержит в себе опас-ность излишнего биологизирования, могущего упразднить специфику социального. Чтобы избежать нежелательного «крена», следует подвергнуть исследованию сущ-ность и начала социального. Эта задача с неизбежностью ведет к рассмотрению ос-новных элементов человеческого «устройства». Их, как показывает анализ, два. Во-первых, природное, подчиняющее человека общим природным закономерностям и делающее человека единым с природой. Как живое существо, отдельно взятый инди-видуум только кажется самостоятельно существующим; в действительности он так же несамостоятелен, как несамостоятельна к произведшему его родовому началу (внешней формой выражения которого является популяция) отдельная особь. Отно-шения между популяцией и отдельными особями регулируются законами природы, реализующимися в особях в виде инстинктов и т.п.
Во-вторых, важно не упустить из виду наличие в человеческой деятельности неприродных форм активности, связанных с речью и с основанным на речи мышле-нием. Этот элемент лежит в основе того, что индивидуум воспроизводится как имен-но социальное (живущее не по природным законам) существо. Как природное суще-ство человек подчиняется законам природы; имеющееся в его «устройстве» непри-родное начало является основанием производства иного, в сравнении с природными, типа законов и втягивает человека в социальные отношения.
Исследователю права не лишним было бы иметь в виду, что как двуединое существо человек в своей деятельности производит одновременно и природный тип отношений и законов, и неприродный. Удельный вес каждого из указанных элемен-тов в жизни человеческого сообщества зависит от того уровня, на котором находится человек в своем историческом развитии. Аспиранту следует помнить, что чем на бо-лее ранней ступени находится человечество, чем больший удельный вес в его жизни имеют начала природного, тем менее самостоятельны и менее выразительны соци-альные отношения. Жизнь в границах кровнородственного общения делает регуля-цию с помощью правовых норм излишней и даже чуждой. Функционирование орга-нического целого (семьи, рода и т.п.) успешнее регулируется «механизмами», имеющими начало в природном элементе человека. Однако вынужденная или добро-вольная совместная жизнедеятельность многих различных кровнородственных еди-ниц с необходимостью ведет к формированию нового этно-социального органиче-ского целого, отношения между элементами которого (индивидами, семьями, родами и т.п.) не могут регламентироваться нормами, укорененными в биологическом нача-ле человека.
Исследователь права должен понимать, что биологическое никуда не уходит из жизни человека, оно просто погружается в глубину и действует «из-под» социаль-ных отношений. Индивидуум может казаться более или менее самостоятельным, но его органические связи с произведшей его основой никогда не исчезают и потому нуждаются в регламентации. Общество, которое уже давно освободилось от господ-ства непосредственно природного типа закономерностей, не освободилось от орга-нической формы собственного устройства, оно представляет собой организм с эле-ментами организации, или организацию с элементами организма. В этом «треуголь-нике» отношений индивидуума к другому индивидууму и их отношений к био-социальному (био-социален не только отдельный человек, но и общество) органиче-скому целому и следует искать начала права и государства.


Контрольные вопросы

1. Сходство и различие философской и частно-научной методологии.
2. Методологическое значение категорий «сущность» и «явление» для анализа объек-тов частно-научного исследования.
3. Многообразие образов права и единство его сущности.
4. Начала социального.
5. Духовное и природное в человеке.
6. Организм и организация.
7. Право как компромисс духовного и природного в человеке и обществе.
8. Норма права и закон природы.
9. Регулирование и управление.
10. Методологическая значимость категорий «часть» и «целое» для понимания поня-тия «регулирование».
11. Проблема начал и субъекта права.
12. Онтологичность права.
13. Ценность права.
14. Сущность и возникновение государства.
15. Право и свобода.






(15876 Прочтено. Последнее обновление 2007-05-17)

См. все содержимое категории Экзаменационные вопросы и ответы раздела Материалы.




Rambler's Top100

Ответственность за нарушение авторских прав на сайт и материалы

© Колосов Вадим, 2001-2011. Запрещается без предварительного согласия администратора Сайта: любое воспроизведение, распространение и копирование материалов сайта; установка прямых ссылок не на php-страницы, установка ссылок на php-страницы с искажением заголовка, производить иные действия, нарушающие авторские права. Контактный имэйл: admin@law-students.net.
Сайт поддерживает юрист Вадим Колосов.
Открытие страницы: 0.020 секунды. Запросов Рє БД: 14.